Личность и развитие

Каждый этап развития человека является одновременно эволюцией личности.

Ещё до рождения и до 1 года, находясь внутри матери,5671596 формирующийся организм, очень чувствителен к тому желателен ли он в этом мире, готовы ли родители к любви и заботе о нём. Если маленький человечек чувствует тепло и любовь – в дальнейшем, всю жизнь его жизнь мир для него более-менее безопасен.
С момента рождения и до полутора лет ребенок заточен на понимание своих желаний и потребностей, на освоение возможности отношений с другими, установление связи слов и предметов, знакомится с чувствами и эмоциями. Любящие и поддерживающие родители дают возможность понимать ребенку о том, что ему собственно нужно. Иначе ориентироваться человеку в своих потребностях будет тяжело и во взрослой жизни.

20130206_4852Позже ребёнку необходимо научиться делать:
— узнавать свои чувства и действовать исходя из них;
— не бояться своей силы и не и не впадать в крайности видя силу других;
— сохранять баланс между чувствами любви и интимностью;
— выражать свои мнения, отстаивать их, менять и сопоставлять с реальностью;
— свободно и по желанию проявлять себя и помогать в этом другим.
Каждый из этих пунктов – это целая вселенная для ребенка в определенном возрасте. Это новый опыт познания себя в мире людей. Во всех вопросах ребенку нужно помочь установить равновесие. Отсюда – «золотая середина». И только психологически зрелые родители способны на то, чтобы дать возможность ребенку развиваться как личности, так как все эти моменты требуют много терпения и творчества.
Особенный период – подростковый возраст, когда основной вопрос человека – «Кто Я» Чтобы ответить на него, надо состояться, в смысле7c204a955f6307217a52a471cb3cf42d-full «быть». Быть — значит проявлять интерес к своей собственной жизни, доверять себе, совершая выборы, рисковать двигаться навстречу неизвестному и выносить экзистенциальную тревогу «быть одному». Рожденное Я перестает быть фигурой, фигурой становится мир возможностей, окружающая среда, люди. Рожденное Я проявляется в отношении и в действии, причем вектор любопытства направлен к тому, что не является Я. Только тогда может появиться отношение к Другому, являющему иную, не похожую на мою, форму бытия. И в этом тоже много делегируется тому, как родители принимают данный этап жизни своего ребенка. Подросток — это переживание, которое может быть в любом возрасте. Избегание этого переживания означает избегание проживания стыда, зависти, унижения, разочарования, бессилия, страха, отчаяния, одиночества и ярости… Отсутствие опыта проживания этих чувств превращает их в вечную угрозу самому существованию Я.

Все вышеописанное живет в человеке всю жизнь. От качества связи с родителями и способностью последних отпускать своих детей, зависит то как человек становиться личностью, как он находит себя взрослого, как устанавливает контакт, как берет ответственность за свой выбор, как принимает неотвратимые данности жизни, как приходит к осознаванию себя и творению себя.
Жизнеутверждающая психотерапия делает попытки взглянуть правде в глаза, столкнуться с чуждым в себе, проживать рождающиеся внутри чувства и попытаться присвоить себе свои утраченные силы для того что бы справляться с трудностями.