Выбор и ответственность

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.

Платон

“Почему ты это сделал?” — спрашивает мама, и она редко собирается на самом деле вникать в твой ответ. Вопрос, который большинству из нас знаком с ранних лет, в действительности является обвинением: “Ты опять сделал что-то не так”. Однако в вопросе все же заключена модальность “почему?”, — если мы только успеем ухватить ее. Если мы быстро ответим: “Ну, правила говорят, что я должен был” или дадим какой-нибудь другой ответ, уводящий в сторону, мы можем избежать наказания. Ясно, что бесполезно отвечать: “Потому что мне так захотелось” или “Я действовал импульсивно”. Это означало бы накликать беду. Нет, ничто из того, что указывает на внутренние причины, не может помочь нам в данной ситуации. Что-нибудь внешнее, что-нибудь общепринятое и в каком-то смысле официальное только и может служить наиболее веской причиной.

То же самое происходит со словом “отвечать”. Большинство из нас впервые сталкивается с ним в таких предложениях, как “Кто отвечает за это безобразие?” Не слишком приятное слово, разумеется, и не из тех, которые мы хотели бы связывать с собой. Снова наилучший ответ — это ответ, отсылающий к внешнему: “Он сделал это”, или “Они меня заставили”, или — лучше всего — “Я думал, что должен сделать это”, что означает “согласно правилам” или в соответствии с авторитетным мнением. Авторитет, конечно, всегда находится где-то, он никогда не олицетворяется со мной.

выбор и ответственность

И, таким образом, мы рано узнаем, что ответственность — это тяжелый груз. Мысль о том, что это слово может означать нечто вроде возможности — чего-то, помимо неприятностей, — появляется у нас намного позже.

Наши первые переживания, связанные с ответственностью, обычно таковы, что нам хочется доказать: у нас не было выбора в том, что мы сделали. Мы ищем внешние “причины”, чтобы переложить ответственность на них: что подумают другие, как это обычно делается, что требуют правила, чтобы избавиться от ненужной ответственности. Потребность избежать ответственности появляется потому, что мы все путаем ее с другим понятием — вина. Эти два понятия — ответственность и вина — на самом деле совпадают совсем немного. Фактически они указывают на противоположные психологические состояния. Вина означает отрицание нашего субъективного центра (“Это ты виноват, что я…”). Даже когда я обвиняю самого себя (“С моей стороны было эгоизмом забыть об этом…”), я на самом деле приписываю причину некоему своему свойству (“эгоизму”),  вместо того чтобы действительно принять на себя ответственность. Ответственность же, напротив, остается сосредоточенной на действии и его результатах (“Да, я сделал это по своему выбору. Сожалею, что причинил тебе боль. Как нам теперь вместе исправить это?”). Таким образом, ответственность направлена вперед; она говорит о том, что мы в силах действовать дальше и добиваться лучших результатов. В этом смысле, возможность представляет собой обратную сторону ответственности.

Когда я главным образом сосредоточен на своей вине, я теряю контакт со своим внутренним чувством; когда я признаю ответственность, я утверждаю, что играю жизненно важную роль в своем собственном существовании. Жизнь учит нас: если мы хотим быть по-настоящему живыми и знать свои возможности в жизни, мы должны принять тот закон, что мы всегда должны отвечать за то, что делаем.

Что такое ответственность

Понятие «ответственность» является неоднозначным. Традиционное, принятое в обществе понимание отличается от её смысла в психотерапии. В нашей культуре принято смешивать или заменять один другим различные виды ответственности. Так как в процессе психотерапии участвуют две стороны, то хотелось бы понять, насколько об одном и том же говорят клиент и психотерапевт, когда поднимается вопрос ответственности. Что каждый из них имеет в виду? Почему возникает столько подводных камней и сопротивлений на пути принятия ответственности клиентом?

Виды ответственности в традиционном понимании

Социальная (ролевая) ответственность

Наиболее часто понятие ответственности в нашем обществе связывают с чувством долга. В литературе по воспитанию дается  такое определение: «ответственность — это волевое качество, которое отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой». Это соответствует социальной (ролевой) ответственности. Здесь жизнь похожа на игру в пьесе, и человек должен действовать по правилам своей роли. «Наша жизнь — игра, а люди в ней — актёры». Правильно выполняешь то, что предписано твоей ролью — молодец, нарушил сценарий — отчитайся за свои действия, получи наказание. Каждому человеку приходится жить, одновременно находясь в разных ролях, играя в нескольких пьесах. Например,  у одной и той же женщины как у жены — одни обязательства, как у матери — другие, как у преподавателя — третьи, гражданина государства — четвёртые и т.д. Возможны ситуации, когда обязанности одной роли противоречат правилам другой, и то, что ответственно в одной роли становится безответственно в другой. Например, работник предприятия может быть очень ответственным в этой роли и трудиться на благо организации всё своё рабочее и нерабочее время. При этом он будет безответственен к своей семье — жене, детям, так как не сможет участвовать в семейной жизни, воспитании детей. На это у него не будет времени и сил, а возможно, и желания. Здесь всплывает вопрос о наших ценностях и приоритетах. Какая из ролей более важна, значима? Какая из ролей в данный момент выйдет на передний план и станет своего рода главной«фигурой»?

53612

Позиция социальной ответственности с одной стороны достаточно удобна, так как регламентирует жизнь и заранее известно, как в своей роли необходимо себя вести. Но с другой стороны, она может закрывать доступ к истинным желаниям, потребностям человека. Личность с её уникальными особенностями, качествами, способностями становится вторичной. Роль становится важнее человека, играющего эту роль.

Особенно ярко это было видно во времена СССР, когда идея, мораль, долг перед партией и обществом были превыше всего. Маленький человек, как личность, сам по себе мало что значил. Ценность его зависела от того, как он справляется с предписанной ему ролью. Чувства, которые сопровождают социальную ответственность — вина, стыд, страх. Эти чувства являются фундаментом для поддержания этого вида ответственности. Если человек не выполнил свой долг, не выполнил взятые обязательства – он виноват и может быть наказан. Этот вид ответственности выгоден для государства, воспитывается с детства и является удобным средством для манипуляции и управления людьми.

Ответственность за выбор

Другой вид ответственности — это ответственность за выбор. Ежедневно, ежечасно в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями выбора. Можно сказать, что мы живём, постоянно выбирая: встать утром или спать дальше, выпить чай или кофе, делать зарядку или нет, идти куда-то или остаться дома и т.д. Прямо сейчас вы выбираете посвятить своё время чтению этих строк или потратить его на что-то другое. Ответственность за выбор означает, что человек в состоянии выбрать для себя как ему относиться, поступать, что ему делать или не делать в каждой конкретной ситуации. Этот выбор он делает сам и несёт за него ответственность. Если человек отказывается сам выбирать — это тоже его выбор. Жизнь не всегда идёт гладко, случаются болезни, потери, катастрофы. Мы можем быть недовольны своим здоровьем, внешностью, семьёй, зарплатой и т.д. Многое, что нас не устраивает, мы не можем изменить. Это не значит, что мы не имеем выбора в этом случае. Даже в самых безвыходных ситуациях у нас остаётся выбор, как относиться к тому, что происходит или произошло. У нас есть выбор позволить обстоятельствам сломить нас, загнать в депрессию или использовать их как ступеньку в нашем личностном развитии. Мы выбираем не только то, как нам действовать, но и то, как чувствовать (хотя это не всегда очевидно). Наше отношение к тем событиям, которые с нами происходят, часто определяет наши чувства.

выбор

Существует притча про двух лягушек, попавших в крынку с молоком. Одна сложила лапки, пошла ко дну и утонула. Другая стала двигаться, искать выход, взбила лапками кусочек масла, оттолкнулась от него и выскочила на волю. Разное отношение — разный результат.

Для того чтобы не выбирать, многие уходят от ответственности за выбор в социальную ответственность, прячутся за чувство долга, за неписаные правила. Говорят: «Я это делаю потому, что должен» или «Так принято».

Отказ от выбора происходит по ряду причин. Одна из них заключается в том, что, выбирая одно из массы возможностей, мы остальное теряем, от чего-то отказываемся. Если я выбираю пойти на тренинг, то я отказываюсь от возможности пойти в гости, в театр, провести день с семьёй, почитать книгу и т.д. Даже, находясь в ролевой ответственности, нам нужно выбрать, какая роль для нас в данный момент является главной.

Случается, люди застревают в ситуации выбора, так как не могут ни от чего отказаться. Так долго выбирают, куда поехать в отпуск, что в результате отпуск заканчивается. Как осёл, который умер от голода, стоя между двух копён сена. Не мог выбрать, какую съесть. Это способ не удовлетворить свою потребность, имея массу возможностей. Другая причина — страх ошибиться, сделать неправильный выбор. Социальная ответственность и ответственность за выбор могут находиться в противостоянии друг другу и исключать одна другую.

 Личная ответственность (авторская)

Ещё один вид ответственности — личная ответственность. Она означает признание того, что мои поступки, мысли, чувства произведены мной, я являюсь их автором. Кажется, что это и так очевидно. Если человек что-то делает, то он сам является автором своих действий. Мысли и чувства также являются продуктами внутренней деятельности человека. Но не всё так просто. Особенно большие трудности возникают с признанием себя автором своих чувств, не всех, а некоторых.

103593_or

В нашем обществе существует тенденция делить чувства на хорошие и плохие. Хорошие чувства — любовь, радость, удовлетворение, гордость и т.д. Их можно показывать и их нормально испытывать. Как следствие, человек, испытывая «хорошие» чувства, показывает их и признаёт своими. Плохие чувства — стыд, вина, гнев, и др. Эти чувства не приятны, социально неодобряемы. Когда они возникают в отношениях, их стараются не показывать, их принято избегать, скрывать. Часто в разговоре можно услышать фразы, аналогичные таким: «Ты меня злишь. Он меня обидел. Ты заставила меня беспокоиться и т.д.». Они означают, что ответственность за свою злость, обиду, тревогу полностью перекладывается на окружающих. Это так удобно обвинить в своих «плохих» чувствах других людей и при этом остаться «ни при чём». Кроме того, вызывание у других чувства вины, является способом манипулирования ими. Уход от личной ответственности так же связан с избеганием переживания вины и стыда, со страхом наказания. Все эти чувства связаны с внешним оцениванием моих действий, поступков — моей жизни. Если я взялся сделать что-то и это «что-то» у меня получилось плохо или не получилось вообще, то этому сопутствуют чувства вины и стыда. Чтобы не сталкиваться с этими чувствами, нужно: либо сделать «хорошо», либо не делать совсем, либо не брать на себя ответственность за результат.

Если сравнить, как влияют испытываемые людьми чувства вины и страха на принятие различных видов ответственности, то получается следующее. Чувство вины является препятствием для принятия личной ответственности и ответственности за выбор. Для социальной ответственности наоборот, чувство вины, страха укрепляют, этот вид ответственности, помогают удерживать человека в рамках социальной роли. Личная ответственность также может противоречить социальной. Например, люди могут признавать авторство своих противоправных поступков (убийство, насилие, кража и т.д.), т.е. быть лично ответственными, но это не делает их ответственными социально, так как они эти поступки совершили. Мы это регулярно наблюдаем, когда узнаём из СМИ, что какая-то из террористических организаций берёт на себя ответственность за содеянное.