Зрелая личность по Ф.Перлзу

Фриц Перлз утверждал: Зрелость, или психическое здоровье — способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознание иерархии потребностей. Основной составляющей равновесия является ритм контактов и отходов в отношениях с другими людьми. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта.

Понятие зрелость связано с понятием социальное созревание.

Фредерик Перлз полагал: чтобы достичь зрелости и принять ответственность за самого себя, человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни:

  1. уровень — клише — характеризуется стереотипностью и конформностью поведения.
  2. уровень — искусственный, где доминируют роли и различные игры. На этом уровне человек, пытаясь получить поддержку, манипулирует другими.
  3. уровень тупика, для которого характерны отсутствие поддержки и неумение в достаточной мере опереться на себя.
  4. уровень  внутреннего взрыва.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.
Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль жертвы.

Основные признаки зрелости по Перлзу Ф.С.:

  1. Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их под себя. Зрелая личность пытается изменить себя, перейти на саморегуляцию.
  2. Незрелая личность пытается изменить обстоятельства, зрелая — приспособиться к ним.
  3. Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая личность не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.
  4. Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое, а она попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.
  5. Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры. (Вспомните потребности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей.)
  6. Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле.
  7. Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает.
  8. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.
  9. Незрелая личность надеется, зрелая действует.
  10. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собой.
  11. Незрелая личность — декорация, которая хочет стать фигурой. Зрелая личность — фигура, которая не задумывается, как она выглядит.
  12. Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение (отсюда открытость зрелой личности).
  13. Незрелая личность хочет занять высокое положение, не заботясь личностным ростом. Зрелая личность заботится о личностном росте, и в результате начинает занимать высокое положение.

perls

  Наша зависимость делает нас рабом, особенно зависимость нашего самоуважения.

Если вы нуждаетесь в ободрении и похвале от каждого человека, вы каждого делаете вашим судьей.

Фредерик Перлз (1893-1970) — выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт еврейского происхождения.

Основоположник гештальттерапии. Совместно с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности».

В 1952 вместе с «Семеркой» учредил Нью-Йоркский Гештальт Институт.