Фрустрация

Мир существует не ради ваших ожиданий, так же как и вы живёте не ради ожиданий мира.

                                                                                                                                                                                                                                                                                 Фредерик Пёрлз

 

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. После стресса это, пожалуй, наиболее распространенный вид трудных состояний человека. Ситуации, в которых возникает фрустрация, получили название «фрустрационные ситуации», а причины, их порождающие, — «фрустрационные воздействия».

фрустр1Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, срывом мотивированного поведения. Для фрустраций характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Возникновение фрустрации, ее выраженность обусловливается не только объективными обстоятельствами, но и зависит от особенностей личности и ее «способности» терпеть. При изменении жизненных стереотипов чаще всего нарушается удовлетворение привычного комплекса потребностей. В результате может возникнуть совокупность фрустраций. Типичные ситуации такого рода складываются, например, при призыве в армию, при перемене места жительства. Даже такое радостное событие, как свадьба, таит в себе фрустрирующие моменты для каждого из супругов, так как в результате происходит нарушение сложившихся ранее привычных связей, стереотипов поведения.

Эффект, возникающий в состоянии человека, оказавшегося в совокупности фрустрирующих ситуаций, получил название фрустрационной напряженности. Этим термином обозначают интенсивность проявления психофизиологических механизмов адаптации организма к фрустрирующим условиям. Непомерно высокая фрустрационная напряженность при адаптационных нарушениях ведет к чрезмерному усилению функций нервной и гормональной систем организма и тем самым способствует истощению его резервных возможностей.

Адаптация к фрустрирующим условиям идет тем успешнее, чем быстрее реорганизуется привычный комплекс потребностей, чем легче человеку отказаться от чего-то. Иногда человек испытывает две одинаковые по силе потребности, и каждую из них не хочется терять, но условия вынуждают чем-то жертвовать. Порой удовлетворение определенной потребности влечет за собой неприемлемые последствия или, наоборот, связано с предшествующим преoдoлeнием нежелательных обстоятельств и т.д.

Все многообразие внутрипсихических конфликтов можно подразделить на четыре типа.

1.Конфликт типа «желаемое-желаемое» происходит в том случае, когда необходимо выбрать одну из двух равножелаемых возможностей.

2.Конфликт типа «нежелаемое-нежелаемое» связан с необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями.

3.Конфликт «желаемое-нежелаемое» обычно представляет собой ситуацию, в которой стремление индивидуума к какой-либо цели удерживает страх или другой отрицательный момент, связанный с реализацией желаемого.

4.«Двойной» конфликт возникает при одновременном существовании двух тенденций: влечения и избегания. Он происходит в ситуациях, когда одна из возможных линий поведения представляет собой желаемый путь к нежелаемому результату, а другая — нежелаемый путь к желаемому результату. В итоге обе линии поведения можно оценивать либо как в равной мере привлекательные, либо как одинаково неблагоприятные.

Представленные типы внутрипсихических конфликтов способны порождать состояния выраженной фрустрации. Затянувшийся поиск приемлемого выхода из трудного положения может оказаться причиной невротических нарушений, а то и явных заболеваний. Человек, сталкиваясь с ситуацией разочарования там, где он явно мог на что-то рассчитывать и тем более уже что-то вложил для достижения этой цели, испытывает целую гамму отрицательных эмоций от гнева и раздражения до бессилия и отчаяния.

Многих состояние фрустрации приводит в состояние гневливой (ажитированной) депрессии: когда, как в известном фильме, «хочется рвать и метать». Фрустрация может быть резкая – когда человек дает мощную эмоциональную вспышку, эмоции выплескиваются и он успокаивается – и затяжная, когда с чувством разочарования невозможно справиться месяцами и годами. Специфика реакции на фрустрацию тоже может быть различная: от кратковременной ажитации до полного отказа от какой-нибудь деятельности. И чем ригиднее (тугоподвижнее, психологически инертнее) человек, тем неприятнее эмоции он испытывает, когда почему-либо рушатся его планы или обманываются его ожидания.

Но тяжелее всего выравнивается равновесие при так называемых витальных фрустрациях: то есть при крушении глобальных жизненных планов. Например, при потере близкого человека, с которым было связано будущее, неожиданная измена или развод, потеря (кража) значимого личностного имущества, внезапное стойкое расстройство здоровья вследствие травмы или тяжелой болезни, неожиданное увольнение с работы… В принципе причиной фрустрации (а точнее, ее частным случаем) может быть любой значимый личностный кризис, сопровождающийся ощущением «потери жизненной опоры».

Иногда вроде бы в жизни не происходит никаких глобальных потерь, но тем не менее человека постоянно сопровождают фрустрации «рядовые и бытовые»: иными словами, он чуть ли не каждый день «наступает на какие-нибудь жизненные грабли» (иногда, если изучить эти ситуации подробнее, грабли оказываются в основном одни и те же). В такой ситуации многие «решают» проблему, уходя в другую крайность: решают вообще ничего в жизни не предпринимать и практически полностью ограничить свою активную деятельность. Такое психологические и социальное затворничество, предпринимаемое вопреки желаниям самого человека, тоже приводит к дополнительным стрессам и кризисам.

претензияДовольно часто «частые мелкие фрустрации» связаны с проблематикой «оценочного характера», которая закладывается еще в детском возрасте и, помимо фрустраций, обычно выливается либо в комплекс отличника, либо в застенчивость, либо в ту или иную зависимость от внешнего оценщика. Кстати, частые фрустрации закономерно вызывают и проблемы с самооценкой. Источниками фрустраций нередко бывают ситуации вроде бы общепринято положительные. Например – праздники, и особенно Новый Год. Именно в Новый Год большинство людей неосознанно «ждет чуда». И даже определенным образом в это чудо вроде бы вкладывается: накрываются шикарные столы (как правило – строго учитывая вкусы и требования «покровителя года»), готовятся наряды, организуются праздничные поездки… Новогодние торжества становятся сейчас все более значимыми, все более пышными, шумными и дорогостоящими: опять-таки во многом потому, что все это – вклады в «ожидание чуда». И в бессознательном возникает ощущение, что при такой подготовке чудо просто обязано произойти! Ведь Новый год – это априори новая жизнь, новое счастье и тому подобное. А фрустрация наступает тогда, когда оказывается, что новогодние праздники прошли (как ни старались их растянуть как можно дольше), а в жизни ничего не изменилось. Да и не могло измениться, если вы сами в ней кардинально не меняли ничего. Поэтому одно из всегда актуальных и конструктивных новогодних пожеланий – не обманывайте себя беспочвенными ожиданиями.

Как ни приятно верить в волшебство, в реальности оно случается только тогда, когда сам человек прикладывает к его наступлению руки и, что существеннее, голову. А самом по себе чудо в жизни не появится, даже если вы кропотливо выполните все перечисленные на популярных ресурсах «ритуалы». И наверное, самое эффективное в Новый год – не мифическая «новая жизнь», а новые цели. В том числе и по определенному изменению с вашим активным участием вашей старой жизни, если она вас в течение прошлого года чем-то не устраивала.

Нередко фрустрация испытывается… в кабинете психотерапевта. Когда человек, собираясь на консультацию, строит для себя «предполагаемую модель» будущей работы и взаимоотношений с консультантом, а то и результатов работы. И закономерно испытывает фрустрацию, когда и взаимодействие в реальности происходит несколько иначе, и работа протекает не так, как думалось, и результаты предполагаются вообще какие-то не те. Но здесь, как и в других случаях, профилактикой фрустраций будет отсутствие ложных ожиданий со стороны клиента и отсутствие их формирования со стороны психотерапевта. Поэтому для консультанта чрезвычайно важно как можно подробнее рассказывать клиенту о принципах своей работы. Чтобы человек имел реальные представления о том, как психотерапевт строит свое общение с клиентом, каковы его профессиональные принципы работы и даже как звучит его голос! И чтобы у конкретного клиента при визите в кабинет не возникло фрустрации и как следствие – внутреннего сопротивления и различных негативных эмоций, которые не прибавляют эффективности процессу психотерапии. Вообще профилактика фрустраций – дело простое и сложное одновременно.

Простота в том, что перечислить все шаги для такой профилактики несложно, а трудность в том, что не всегда у человека оказывается возможность все эти шагифрустр осуществить. Прежде всего следует учитывать, что реальная жизнь может быть сложнее любой наперед заданной величины. И здесь хорошо помогает так называемый вероятностный анализ: оценка тех или иных рисков после сбора информации, взвешивание всех возможностей в каждом конкретном случае, а также – сохранение гибкости мышления и вариабельности целей. Как говорит старая английская пословица – «не кладите все яйца в одну корзину».

Еще, чтобы избежать фрустрации – важно знать свои собственные возможности и специфику собственной личности. Например, вы четко знаете, что не способны прыгнуть выше пятиэтажного дома. И наверное, вряд ли поставите себе цель совершить такой прыжок. А если поставите – то вас неизбежно ждет фрустрация: причем тем большая, чем сильнее вы были уверены в том, что «вы и это можете, причем запросто».

Хорошее профилактические средство от фрустраций – так называемый здравый скепсис и соответствующая информированность, а также понимание закономерностей развития событий. Конечно, всё это требует определенного интеллектуального труда и способности думать, что в последнее время «не в моде», но тем не менее это одно из наиболее действенных средств против будущих (да и наступивших) фрустраций: быть информационно и интеллектуально независимым, иметь свое обоснованное мнение и не опираться на чужой разум.

Конечно, какую-то часть возможных фрустраций предусмотреть нельзя: это всё, что связано с так называемыми форс-мажорными обстоятельствами разного рода и прочими не зависящими от человеческого разума факторами. Но «человек разумный» как вид стал «вершиной эволюции» еще и потому, что пока что сохраняет высокую приспособляемость к различного рода условиям, в том числе и быстро меняющимся. Иными словами, даже непредсказуемой фрустрации скорее избежит (или переживет ее с минимальными последствиями) тот, кто в принципе имеет определенную гибкость мышления.

Нередко состояние тревоги и бессилия, вызванное фрустрацией, усиливается внутренним ощущением «Нет выхода», которое возникает у человека при aquarium poissons rougesкрушении каких-либо планов. Его мышление при этом направлено в прошлое, и чрезвычайно сложно перенаправить взгляд в будущее. Чем сильнее фрустрация, тем больше зацикленность на упущенной возможности, не достигнутой цели или пережитой потере. Поиск новых задач, принятие их и переключение на них достаточно эффективно помогает справляться с пост-фрустрационными стрессами, разве что сложно бывает при таком стрессе сделать это самостоятельно. И психотерапевт в первую очередь может помочь клиенту «расширить поле зрения», оглянуться по сторонам, увидеть новые возможности: в том числе и для реализации «вроде бы упущенных» целей. Он не даст человеку готовую новую цель, но может оказать всестороннее содействие в её поиске.

А напоследок, говоря о фрустрациях и психотерапевтической работе с ними, вспомню старую, практически всем известную цитату, которой исчерпывающе описываются мои профессиональные принципы работы с подобными проблемами. Безусловно, я не бог, и не даю клиенту ничего готового: но я помогаю ему обрести силы, чтобы он мог изменить то, что в состоянии изменить; выдержку – чтобы он мог вынести то, чего не может изменить; и самое главное – знания, чтобы он мог отличить одно от другого.