Психотерапия настоящего времени

Одной из  ярких характеристик нашего времени является стремительное развитие средств коммуникации «в реальном времени». Для этого созданы многочисленные журналы, радио, телевидение, интернет и т.д. У каждого есть возможность, и даже без особой потребности, стать свидетелем гуманитарной катастрофы в Руанде, драматических событий в Южной Америке, матча по регби в Австралии… Мир приближается к нам сам по себе и мы не прикладываем к этому никаких усилий и ничего для этого не делаем. Технологии и СМИ извратили человеческий контакт : отныне он уже не есть 000051результатом нашего желания, которое стремиться установить настоящие, живые отношения с другими, а всего лиш «непредвиденным обстоятельством», за которое мы вряд ли чувствуем себя ответственными: мы «переключаем программы» под влиянием изменения настроения. Парадоксально, что в то время когда окружающий мир «проникает» в интимную атмосферу домашнего очага (телевизор, интернет.телефон, которые прерывают общение без особенных предупреждений), мы часто чувствуем себя одинокими. Технология распространается настолько быстро, что становится для человека деперсонализатором, расщепителем сознания, вызывает зависимость и манипулирует поведением.

Т.е. человек общается чаще опосредовано а не напрямую, а это ведет к невозможности, зачастую, возникновения адекватных чувств и эмоций в результате чего человек теряет жизненные ориентиры. Это ведет к появлению страха и тревоги , а на позже к депрессии, как глобальной подавленности в таких жизненных условиях.

Другой  характеристикой нынешнего века есть излишек социальной обусловленности. Влияние социальной обусловленности огромно. Оно включает образование, работу, развлечения, массовую культуру, религию, духовность и семейную жизнь.

Третьей составляющей нашей эпохи является  тенденция  к чрезмерным достижениям чего-либо. Современный человек считается успешным тогда, когда он больше социально успешен, а не успешен как человек. Значимость переживаний счастья, удовлетворения или неудовлетворения жизнью или чего-либо очень стало опосредовано социальными достижениями.

Мы постоянно куда‑то спешим. Мы разбросаны и издёрганы. Мы какие‑то чрезвычайно нервные, чем‑то озабоченные, тревожные. Мы напряжены, как073_17_2012 автомобильные рессоры. Торопимся, как будто боимся опоздать. Злимся, что не поспеваем. Правда, никто не знает куда. Но и темпы сбавлять тоже никто не собирается. Поразительный энтузиазм! Мы запыхались, устали, белый свет нам не мил. Но мы все равно продолжаем нервно дёргать за рукоять нашей «самопальной» дрезины и катимся, катимся, катимся… Куда?

Хочется иногда выйти на площадь и зычно крикнуть: «Люди! Ау! Куда вы спешите?!» Но приходится сдерживаться – все равно без толку, ведь этого никто не знает. Впрочем, если мы спешим туда, куда как бы все и идёт, то не стоит беспокоиться, туда‑то все успеем. Как сказал один из врачей, трудившихся над моим здоровьем: «Человек может не родиться, но умереть он обязан!» Великая истина, надо вам сказать. Но «туда» (об этом тоже нужно помнить), спеши не спеши, раньше положенного срока не примут.

Но мы спешим. В нас словно бы что‑то взорвалось где‑то внутри с безумной разрушительной силой. И теперь миллионами частиц душевной муки мы разлетаемся по всем частям галактики. Мы испытываем нестерпимую душевную боль, но даже не сочувствуем себе. Самонасилие – вот черта современного человека. Причём для нас это уже как бы в порядке вещей, и это ровным счётом никого не удивляет. Ритм современной жизни – враг нашему здоровью, нашему психологическому благополучию, об этом уже шла речь. В погоне за физическим комфортом человек отрекается от комфорта душевного. Обидно. Может быть, все‑таки стоит на мгновение остановиться? Может быть, сделаем паузу?

Но все это — лишь исходные обстоятельства и материал, «сырье», из которого каждый человек строит свою жизнь, свое бытие, и результаты этого строительства зависят от его собственных усилий в первую очередь.

В конечном итоге смысл и ценность усилий человека по «жизнетворчеству» опре­деляется тем, в какой мере он сумеет прожить жизнь именно по-человечески, выбирая в каждый момент свой собственный, аутентичный путь. А это, в свою очередь, воз­можно, если человек сумеет прислушаться к себе и осознать, прежде всего, самое глав­ное: как именно и в какой мере он участвует в созидании своей жизни, как он «бытийствует» — переживает тот или иной момент своего существования, отвечает на фун­даментальные запросы бытия и на основе этих ответов делает жизненные выборы, осуществляет решения, принимает за них ответственность и т. д.

Отсюда вытекает и понимание сложных ситуаций, конфликтов, кризисов в жизни человека. За большинством психологических трудностей лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы — свободы выбора и ответственности, автономии и взаимосвязанности с другими людь­ми, поиска смысла жизни. Такие глубинные проблемы не могут быть решены быстро и просто — их решение требует существенных  жиз­ненных изменений. А это становится возможным благодаря поиску человеком более эффективного способа существования, пересмотру им своих взаимоотношений с миром и ответов на  вопросы, которые связаны с собственным существованием , своих выборов и решений.

Понимание всего этого естественно  ставит перед нами некоторые вопросы, которые заставляют искать ответы для того, что бы выжить:

Что я действительно хочу от этого мира? От людей?

Как почувствовать настоящее тепло человеческих отношений?

Как оживить созидание, увеличить значение права на отличие от другого?

Как дать возможность каждому жить так, как он хочет и, наконец, определить за каждым его уникальность и неповторимость?

Как обойти то, что бы люди в поисках исцеления не делали роковых ошибок и не попадали в деструктивные секты?

Вот некоторые глобальные вопросы, которые способствовали развитию гуманистической психологии и построенных на этой базе психотерапевтических направлений.

Целью психотерапии ХХІ века, является поддержание и развитие гармонии, благополучия, единения дела и духа, возможность сделать взрослый осознанный выбор, отказаться от навязанного и чуждого, принять ответственность за возможность изменений, найти ресурс для принятия того, что нельзя изменить, быть в реальности с окружающим миром, использование собственных ресурсов, развитие собственной мелодии жизни, не руководствуясь чужими потребностями.

Взаимодействие дуэта клиент-терапевт в наше время это, скорее всего особенный промежуток жизни, где появляется возможность чувствовать, переживать, выживать  там, где раньше это было невозможно и радоваться появляющемуся моменту веры в себя и любви к себе.

images

Человек спешит, конечно, не только из алчности, никакая приманка не могла бы побудить его столь энергично вредить самому себе; спешит он потому, что его что‑то подгоняет,  а подгонять его может только страх.

Конрад Лоренц – австрийский биолог и философ, один из основателей эволюционной эпистемологии. Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине.