О чувствах

Истинное знание — это то, что открывается в сердце.

Из суфийской традиции

То, что живо — само по себе разумно. Оно становится карикатурой если ему не дают жить. 

Вильгельм Райх

Каждый из нас знает, что он жив, и каждый старается стать более живым, потому что тогда нам хорошо, и мы этому радуемся. Иногда мы очень живые, а иногда чувствуем, что соскальзываем все ниже, к пределу смерти, неумолимо созревающей внутри нас. Величайшая трагедия человеческого опыта состоит в том, что снова и снова мы оказываемся слепы и глухи к возможностям более полнокровной жизни ( и так приспосабливается психика к нечувствительности после сильных переживаний и душевных травм, ей как будто  бы опасно дружить с чувствами ). Существует так много непреодолимых внешних препятствий для нашей полноценной жизни: случай, болезнь, смерть, вторжение социальных, политических и экономических сил. Мы все стоим перед лицом этих потерь и боремся с ними, кто как может. Но потери, за которые мы не отвечаем сами, потому что не знаем вовремя, что возможно или чего мы больше всего хотим, — эти потери самые мучительные, о них горше всего размышлять. Но только принимая действительность и говоря себе правду, мы определяем и помещяя в себя, остаемся с любовью, агрессией, болью утраты, смирением, радостью, печалью и всем тем, что даёт нам цену жизни.

цветок

Часто механизм приспособления работает так, что удобнее забыть о чём-то, и не осознавать до конца (или совсем) что происходит. И собственно, если это входит в привычку – мы начинаем себя терять. Там где это начинается, там заканчивается здоровье и наше развитие. И естественно мы говорим тогда, что нам плохо. Каждое человеческое переживание энергетически заряжено в разной степени, что также дает ощущение богатства и свободы жизни. Необычайно важно сознающему существу понимать то, что возникает  во время встречи, в минуту воспоминания о ком то, в час усталости и в минуту душевного трепета…. Иначе отказываясь переживать, мы обманываем самого себя и эмоции разряжаются диффузно или по кривой. Обязательно останется чувство напряжения в теле, неудовлетворенности, или ощущение, что «это как будто не совсем моё».  Напряжение, которое возникло для действия все равно будет каким то путем реализовано, и плохо, если оно часто или всегда разряжается кривым способом, в несогласии с нашими нуждами и портебностями.

В наш век необычайно скоростного темпа жизни очень трудно замечать свои чувства и переживания. Из-за того, что «нет времени заниматься этой ерундой…» Социум пытается нам активно навязать массу предложений, товаров и услуг которые  якобы «очень нужны». Социум заинтересован, что бы человек поменьше прислушивался к себе, чтобы не делал свободный выбор. Для социума важен скорее «правильный» выбор, нежели личный. Воспитываясь в условиях современной культуры, которая  в основном ориентирована на доминаторную модель отношений, мы очень мало знаем о чувствах. Мы преувеличиваем функции нашего рационального мышления и фактически игнорируем функцию чувств. Большинство людей даже не знают, что собой представляют их основные чувства. Существует пять основных чувств, каждое из которых имеет много разновидностей, в зависимости от силы выраженности.

  1. Гнев  —  естественная реакция на неудовлетворение ва- ших желаний или потребностей. Вы можете не   позволять себе выражать чувство гнева или бояться выражать его.
  2. Страх  —  естественная реакция на осознаваемую физическую или эмоциональную опасность. Вы можете не разрешать себе думать и чувствовать             одновременно. Вы можете использовать страх  для того, чтобы скрыть гнев.
  3. Печаль  —  естественная реакция на потерю человека, вещи или взаимоотношений (реальных или вымышленных). Это важная часть отказа от  того, к чему вы привязаны. Здесь также может присутствовать гнев, связанный с ощущением утраты.
  4. Возбуждение  —  естественная реакция в ожидании чего-то хорошего. Страх и возбуждение тесно связаны между собой. Некоторым детям не разрешают   проявлять возбуждение.
  5. Радость  —  естественная реакция удовлетворения получением желаемого или необходимого либо эффективного выполнения чего-то. Некоторые люди не знают, что можно быть эффективным и счастливым.

Некоторые люди используют другие слова для обозначения чувств, стремясь уйти от основных чувств или оправдать поведение. Такие слова, как “расстроенный”, “виновный”, “обиженный”, “раздосадованный” или “раздраженный”, обычно скрывают гнев.

Слова “смущенный”, “взволнованный”, “тревожный” или “напряженный” скрывают страх. Печаль часто выражается словами “одинокий”, “скучающий”, “опустошенный” или “подавленный”.

Некоторые слова обозначают сочетание чувств. Слова “подавленный”, “несчастный” или “расстроенный” могут представлять сочетание гнева, страха и/или печали. Страдание — это обычно гнев или страх, испытываемые человеком, которому не позволено выражать эти эмоции.

Важно  учиться правильно распознавать свои основные чувства и научиться использовать их при принятии решений. Чувства являются естественной, нормальной реакцией на ваши переживания. Они могут помочь вам сформировать ваши ценности и принять решения. Вы очень рано научились в реальной жизни искажать свои чувства. Элизабет Кюблер-Росс выразила это следующим образом: “Мы все начинаем отлично. Вы можете заметить, что искривления начинаются в человеке тогда, когда его естественные эмоции подавляются”.

Элис Миллер (1983) пишет, что мы остаемся связанными с детством и созависимостью, потому что:

1. В раннем детстве наши чувства оскорбляют, и никто никогда не замечает наши оскорбленные чувства.

2. Затем нам говорят, чтобы мы не злились, когда нас обижают.

3. После этого нас заставляют демонстрировать признательность тем, кто нас обижает, так как у них были добрые намерения (они не хотели нас обидеть).

4. Затем нам говорят, чтобы мы забыли о случившемся.

5. И наконец, нам демонстрируют, как избавиться от накопившегося гнева с помощью насилия и оскорблений по отношению к другим людям, которые младше или слабее нас, либо говорят, чтобы мы направили свой гнев на самого себя.

Миллер (1983) добавляет: “Самой большой жестокостью по отношению к ребенку является запрещение выражать свой гнев или страдания. В противном случае он рискует утратить любовь и признательность своих родителей”. Многих детей, которые воспитывались в дисфункциональных семьях, систематически учили подавлять и сдерживать свой гнев, печаль и чувство обиды. Часто нас разубеждают в наших чувствах, учат не доверять им и полагаться только на то, что говорят о наших чувствах другие люди. Если ребенок воспитывался в трудной семье, то скорее всего его функциональные потребности не удовлетворялись. В результате у него было много болезненных переживаний в детстве. К тому же некому было выслушивать его переживания, поддерживать и воспитывать ребенка, соглашаться с ним и уважать его, что заставляло его самостоятельно справляться со своими болезненными чувствами. Для того чтобы самому иметь дело со своей эмоциональной болью, он начинает создавать защиту против переживания чувств, стараясь вытеснить их из своего сознания.  В детстве это помогает ему выжить, но в результате он может полностью утра­тить связь со своими подлинными чувствами.

найти

Без осознания своих подлинных чувств мы теряем полноту и богатство жизни. Очень распространенной установкой современной личности является тенденция управлять чувствами: «не надо бояться», «не думай о плохом», «не бери в голову». Для современного человека характерно отвергать собственные чувства в связи с тенденцией достижений, ему необходимо быть кем то другим, тем, кто будет более успешным, более красивым, более совершенным чем сейчас, ориентирующимся на конкуренцию и улучшения себя. И это неплохо, если это в меру. Иначе человек утрачивает себя того которым сейчас является со всеми своими чувствами переживаниями, несовершенством  и ограниченностью в каких то вещах. И никак не представляется возможным измениться к лучшему, если непонятно от какого себя отталкиваться (как будто надо прыгнуть, не оттолкнувшись от земли). Скорее измениться можно только в том случае, когда сначала появляется возможность понемножку принимать самого себя, а это невозможно без понимания своих чувств, которые окрашивают наши стремления, побуждения, потребности и определяют нас как идентичность.

Очень горько, что нас учат «не жить» возникающими чувствами, игнорировать собственные переживания. Мы теряемся в наших собственных побуждениях, ощущениях, эмоциях, переживаниях, тех возбуждениях внутри себя, которые появляются в контакте с другими, что естественно не дает возможности проживать важные моменты жизни и ориентироваться в отношениях.

Бывает, что ощущая что-то неизвестное и непривычное социум поощряет  немедленное освобождение  появившихся чувств. Скорее всего для того чтобы не признавать их своими, не встречаться с подлинностью и глубиной этих «вещей». Это значительно тормозит развитие и рост, человек теряет самого себя — и чувствует себя очень плохо… В каждой встрече, в каждом человеческом контакте, частично или полностью присутствуя с кем-то, у нас появляется некая потребность, и она окрашена чувствами. И если мы позволяем себе остановиться в важных моментах своей жизни для понимания того что с нами происходит – у нас есть шанс понять себя и не растрачиваться по привычке и в соответствии с ожиданиями других, мы можем рискнуть увидеть то что наполняет нас в особенные минуты. Когда мы разрешаем себе поселиться переживанию в своем сердце, мы поселяемся в самом этом чувстве, мы живем этим, и оно указывает нам путь к своему собственному развитию.